В стихотворении Фёдора Тютчева "Есть в осени первоначальной" можно найти различные фигуры речи, такие как эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения, которые делают текст выразительным и образным.
Эпитеты – это художественные определения, придающие предметам или явлениям особые характеристики:
- "короткая, но дивная пора" – подчёркивает уникальность и красоту осеннего времени, несмотря на его краткость.
- "хрустальный" день – образ, подчеркивающий чистоту, прозрачность и свежесть осеннего утра.
- "лучезарные вечера" – описание осенних вечеров, полных света и тепла.
- "тонкий волос" паутины – акцентирует хрупкость и изящество паутины.
- "чистая и тёплая лазурь" – небо, описываемое как чистое и теплое, что необычно для осени.
Сравнение:
- "Весь день стоит как бы хрустальный" – день сравнивается с хрусталем, что подчеркивает его прозрачность и ясность.
Метафоры – передача признаков одного объекта другому на основе внешнего сходства или сходства смыслов:
- "серп гулял и падал колос" – использование слов "гулял" и "падал" в контексте сельскохозяйственных работ передает динамику и активность уборочных работ.
- "праздная борозда" – борозда описана как праздная, что передает ощущение её неиспользуемости после уборки урожая.
Олицетворение:
- "Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде" – паутина представлена как волос, что придаёт ей живой, почти человеческий аспект.
- "льётся чистая и тёплая лазурь" – лазурь, или небо, описывается как что-то текучее, что оживляет его образ и делает его более близким и понятным.
Эти стилистические приемы помогают создать яркую и запоминающуюся картину осени, полной контрастов между уходящим теплом и надвигающимися холодами.