Контрольные работы, которые описаны в вашем вопросе, направлены на развитие у младших школьников навыков грамотного письма, понимания структуры текста, а также на умение различать части речи. Разберем каждую работу подробно.
Работа 1: Определение границ предложений
Цель:
Дети учатся правильно определять границы предложений, расставлять знаки препинания, а также уточняют знание орфографических правил.
Порядок выполнения задания:
Прочитай текст ещё раз. Определи начало и конец каждого предложения.
Учащиеся должны понять, где заканчивается одна мысль (предложение) и начинается другая. Для этого они обращают внимание на логическую завершённость мысли и ключевые маркеры, например:
- наличие связки подлежащего и сказуемого;
- смену действующих лиц или событий;
- интонацию завершённости (если текст читается вслух).
Спиши, расставляя знаки препинания.
Здесь дети тренируют умение ставить знаки препинания:
- точки в конце предложений;
- запятые при перечислении или между частями сложного предложения;
- прописные буквы в начале нового предложения.
Пример расставленных знаков препинания в тексте:
Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильёй в лес за хворостом. Хорошо утром в лесу: ветерок ласкает стволы берёз, трава покрыта росой. Лес оживает: в густой зелени поют птицы. Вот бежит заяц. Встал он столбиком, слушает. В старой сосне — дупло рыжей белки. В гнезде — большие запасы. Это корм зверьку на всю зиму.
Подчеркни орфограммы в именах собственных.
Имена собственные (например, "Катя Завьялова", "Илья") начинаются с прописной буквы. Ученики должны подчеркнуть эти прописные буквы, чтобы акцентировать внимание на правилах их написания.
Напиши слово "трава" и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук. Подбери и запиши проверочное слово.
Ученики пишут слово "трава", находят безударный гласный (буква а во втором слоге) и подбирают проверочное слово, в котором этот гласный звук находится под ударением, например: "травА — трАвушка".
Работа 2: Определение частей речи
Цель:
Дети учатся находить и различать части речи (глаголы, существительные), а также составлять полные ответы на вопросы.
Порядок выполнения задания:
Запиши полные ответы на вопросы.
Учащимся нужно уметь строить развернутые ответы. Важно, чтобы они использовали грамотный синтаксис и соблюдали согласование слов в предложении.
Пример:
- Вопрос: "Кто повел ребят весной в парк на экскурсию?"
Ответ: "Ребят весной в парк на экскурсию повел Михаил Иванович."
- Вопрос: "Что можно увидеть в парке?"
Ответ: "В парке можно увидеть цветущие деревья, яркие цветы и птиц."
Подчеркни глагол двумя чертами в первом ответе.
В первом ответе дети должны найти глагол (в данном случае "повел") и подчеркнуть его двумя чертами.
Подчеркни имена существительные одной чертой во втором ответе.
Во втором ответе учащиеся подчеркивают существительные (например, "парк", "деревья", "цветы", "птиц").
Образовательное значение заданий:
Работа 1:
- Формирует понимание структуры текста.
- Развивает умение правильно расставлять знаки препинания.
- Обращает внимание на орфографию и выбор проверочных слов.
Работа 2:
- Тренирует умение составлять связные предложения.
- Помогает закреплять знания о частях речи.
- Развивает внимательность и логическое мышление.
Рекомендации для выполнения задания:
Перед началом работы учителю важно пояснить, что каждое предложение выражает одну законченную мысль. Для этого можно прочитать текст вслух с правильной интонацией, подчеркивая паузы.
При работе с орфограммами полезно напомнить детям, что проверочные слова должны быть однокоренными и сохранять ту же часть речи.
При выполнении задания на определение частей речи учителю стоит дать несколько наводящих примеров, например, объяснить, что глаголы обозначают действие, а существительные — предмет.
Обратить внимание на аккуратность письма и соблюдение правил оформления (прописная буква в начале предложения, знаки препинания, четкость подчёркивания частей речи).
Эти задания не только проверяют знания и навыки, но и способствуют их закреплению, что особенно важно для младших школьников.