Конечно, давайте разберем ваши вопросы по заданному тексту.
8. Найдите в тексте слова – формы одного и того же слова и однокоренные слова. Напишите парадигму форм слова, продолжите ряд однокоренных слов.
Формы одного и того же слова:
- Слово "дождь": дождь, дождика, дождик.
- Слово "мама": мама, мамой.
Однокоренные слова:
- Слово "земля": земля, земляникой, земляника.
Парадигма форм слова "мама":
- Именительный падеж: мама
- Родительный падеж: мамы
- Дательный падеж: маме
- Винительный падеж: маму
- Творительный падеж: мамой
- Предложный падеж: о маме
Ряд однокоренных слов к "земля": земляной, земляничный, земляничка.
9. Какими частями речи являются слова "однажды", "вдруг"? Чем отличаются наречия от других частей речи? Найдите еще наречия в тексте. Какие другие наречия можно употребить, описывая дождь, снегопад?
Слова "однажды" и "вдруг" являются наречиями. Наречия отличаются от других частей речи тем, что они уточняют или объясняют действие, состояние или качество, выраженное глаголом, прилагательным или другим наречием. Наречия отвечают на вопросы: как? где? когда? почему? и т. д.
Другие наречия в тексте: "вдруг", "далеко", "тяжело".
Для описания дождя или снегопада можно использовать такие наречия, как: сильно, слабо, резко, плавно, тихо, медленно.
10. Выпишите 4–5 слов с орфограммой «Гласные и согласные в приставках». Есть ли слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок»?
Слова с орфограммой "Гласные и согласные в приставках":
- подошли
- набежала
- посыпался
- взглянул
Слово с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок» отсутствуют в тексте.
11. Перепишите слова набежала, разноцветной, кустов, светить, далеко. Отметьте в каждом слове ту значимую часть, которая указывает на грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола. Запишите рядом со словом эти признаки.
- Набежала: н-а-беж-а-ла (суффикс -а- и окончание -ла указывают на прошедшее время, женский род, единственное число)
- Разноцветной: разно-цветн-ой (окончание -ой указывает на творительный падеж, женский род, единственное число)
- Кустов: куст-ов (окончание -ов указывает на родительный падеж, множественное число)
- Светить: свет-и-ть (окончание -ть указывает на инфинитив)
- Далеко: (наречие, нет грамматических признаков рода, числа, падежа)
12. Объясните постановку знаков препинания во втором, последнем предложениях второго абзаца, в предложении с прямой речью.
Во втором предложении: "А солнце все продолжало светить." - запятая не ставится, так как это простое предложение с одним подлежащим и сказуемым.
В последнем предложении второго абзаца: "Один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга." - запятая разделяет две части сложносочиненного предложения, соединенные союзом "а".
В предложении с прямой речью: «Погляди, Юра, как красиво», – сказала мама. - кавычки выделяют прямую речь, запятая ставится перед закрывающими кавычками, тире отделяет слова автора.
13. Сколько в тексте сложных предложений? Составьте схему одного из них.
В тексте есть несколько сложных предложений. Например, предложение: "Один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга."
Схема: [ ] , а [ ].
14. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
"Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой."
- "мама" - подлежащее
- "пошла" - сказуемое
- "за земляникой" - обстоятельство цели
- "и" - союз
- "взяла" - сказуемое
- "меня" - дополнение
- "с собой" - обстоятельство
15. Выделите грамматические основы первого предложения второго абзаца и последнего предложения. Что в них особенного?
Первое предложение второго абзаца: "День был солнечный, жаркий."
- Грамматическая основа: "день был"
Последнее предложение: "В воздухе пахло цветами, медом и земляникой."
- Грамматическая основа: "пахло"
Особенность этих предложений в том, что в них используются безличные конструкции, где сказуемое выражает состояние природы или окружающей среды.